Шрифт – полный набор символов определенного начертания.
Слово шрифт имеет немецкое происхождение. Обозначает комплект литер, используемых в типографской печати. В набор входят все буквы алфавита, все знаки препинаниями все цифры. В более широком смысле шрифт -это полный набор символов определенного начертания, размера и рисунка. выдержанных в едином стилистическом решении.
Содержание:
Каждая литера или каждый символ шрифта имеет свою высоту размера – кегль шрифта. Для измерения высоты размера существует система Дидо и система Пика (от англ.пайк).
Шрифты одинакового рисунка и стилистического оформления составляют гарнитуру. Внутри гарнитуры шрифты могут иметь разный кегль (размер высоты) , разное начертание (курсив, прямое), разную насыщенность (жирный, полужирный).
История современных шрифтов
Первые пиктографии на стенах пещер -это ни что иное, как первые попытки человека отразить свои мысли начертательным образом. Дальше было узелковое письмо, иероглифы. Первый алфавит связавший звуки разговорной речи с их начертательным изображением были финикийцы. Древний финикийский алфавит лег в основу греческого, латинского, славянского алфавита. Графическая основа русского и латинского алфавита произошла от капиталов -древнегреческих надписей.
В дальнейшем, до девятого века нашей эры, известны шрифты маюскул , рустика, унциал и полуунциал. От маюскульного письма произошел переход к минускульному. Становится популярным готическое письмо, виды готических шрифтов: текстура, бастарда, ротунда. В период эпохи Возрождения широко применяется антиква.Возросшая потребность в полиграфических и типографских услугах в 18-20 веках дала старт появлению новых шрифтов. Возникла необходимость в больших объемах самой разнообразной печатной продукции от бланков деловых бумаг до афиш. Например печатание цирковой афиши и научного журнала требовали разного подхода к типографскому шрифту. Для больших объемов, книжной, журнальной, рекламной продукции нужны были узнаваемые, но разнообразные шрифты.Современные шрифты тесно связанны со своими предшественниками. Из средневековой антиквы образованы новые малоконтрастные. Из египетских -брусковые, из гротесковых- рубленные.
Шрифты имеют следующие основные характеристики:
базовая линия – условная линия по нижнему краю элемента ;
кегль шрифта это – величина площади на которой размещается символ, обозначается в пунктах. В системе Дидо пункт равен 0,376мм, в системе Пика – 0,352 мм, наборщики придумали профессиональные названия:
в 6 пунктов кегль носит название нонпарель, в 8 пунктов -петит, в 9 – боргес, самые распространенные кегли от 6 до 12 пунктов, редкие 4,5;
ширина – различают узкий, нормальный, пропорциональные тексты отражают символы разной ширины, моноширинные – знаки фиксированной ширины; для восприятия большинства людей удобны пропорциональные шрифты ;
начертание – наклон знаков, насыщенность, контрастность, пропорции, чаще всего встречаются обычное, полужирное ,жирное, курсив
Римский, Roman- прямое начертание, как на памятниках римлян, ведет свое начало от надписей на памятниках римских граждан.
Нормальный, Regular имеет отличительную от римского толщину штриха.
Узкий, Narrow – суженный вариант римского (прямого) шрифта.
Широкий, Widе — более широкий вариант римского (прямого) начертания.
насыщенность – толщина штрихов, основных и соединительных, от светлой до сверх жирной, определяется отношением толщины основного штриха к высоте строчных букв;
плотность шрифта – отношение ширины строчных знаков (н, п, и) к высоте, отражается в %, для нормальных шрифтов от 60% до 85%;
контрастность – от неконтрастных до сверх контрастных;
гарнитура шрифта – группы разных по кеглю, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов
удобочитаемость– качество восприятия шрифта, зависит от всех характеристик в том числе от квалификации читающего. Определяется скоростью восприятия как отдельных символов, так и всего текста. На неё влияют практически все параметры шрифта:начертание, кегль, гарнитура, параметры набора: формат строк и интерлиньяж.Высокой удобочитаемостью обладает текст, который набирают шрифтом крупного кегля, Обыкновенной и Рубленой гарнитур . Однако при по слоговом чтении и при уменьшении кегля из за сходства букв (с, е, з, н, и) происходит резкое ухудшение удобочитаемости. Напротив литературная гарнитура имеет отличную удобочитаемостью во всех кеглях. Если читатель опытный, то для него лучше будет восприниматься текст набранный прямым нормальным шрифтом светлого начертания, гарнитур: Школьной, Новой газетной, , Журнальной, Банниковской. Чем больше кегль и ширина, тем лучше удобочитаемость, стараться увеличить емкость набора уменьшая ширину литерных знаков не следует, так же как увлекаться уменьшением ширины литер. Оптимальное соотношение ширина/высота это соотношение3/4Увеличенный интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но при этом емкость полосы набора (то есть число знаков на полосе) уменьшается. Удобочитаемость зависит и от сочетания кегля, шрифта и формата строк пробелов , между слов. Поэтому эти сочетания при печатании текстов детских и взрослых книг разные.
Группы современных стандартных шрифтов
Условно все шрифты можно разделить на группы:
текстовые: используются для печати основного текста книг;
акцидентные: декоративные, имитационные, плакатные, афишные шрифты
титульные: для набора заголовков, титульных листов;
Классификация шрифтов – виды шрифтов
Так же существует классификация шрифтов, предусмотренная государственным техническим стандартом ( ГОСТ), она включает в себя шесть основных групп:
1.Букварная группа включает в себя гарнитуры, штрихи концов которых имеют утолщения, например Октябрьская;
2.Группа медиевальных шрифтов: засечки сопрягаются плавно с основными штрихами, строятся дугообразно, гарнитуры этой группы: Таймс, Литературная;
3.Группа обыкновенных шрифтов: длинные тонкие засечки , соединяющиеся под прямым углом с основными штрихами. Пример: Елизаветинская, Обыкновенная новая;
4. Группа брусковых шрифтов: прямые засечки, утолщенные,угол соединения штрихов и засечек – прямой: Брусковая газетная, Балтика;
5. Группа малоконтрастных шрифтов: длинные закругленные насечки мягко сопрягаются с основными штрихами, используются при больших объемах текста:
6.Дополнительная группа: все что нельзя отнести к пяти предыдущим группам, например рукописные гарнитуры: Жихаревская;
Художественный облик шрифтов
Это сочетание шрифта с содержанием текста. Так надпись “ЧЕБУРЕЧНАЯ” или”ШАУРМА” выполненная готическим шрифтом вряд ли сразу донесет смысл вывески. Художественный облик облегчает восприятие и понимание текста. Условно можно разделить на декоративный, динамический, изящный (римский капитальный, академический, антиква), курсив – для грамот, благодарственных писем, монументальный – для плакатов, лозунгов, свободный.
Чтобы проверить удобочитаемость текста, надо подобрать более или менее смысловую фразу, содержащую все буквы заданного алфавита. Например для русского алфавита это следующее предложение: “съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю”. Даже в панели управления для просмотра шрифта используется эта фраза.
Шрифты стали иметь новое значение с развитием компьютерной техники, ведь теперь печатанием текстов занимаются не только профессионалы в типографиях и на полиграфических комбинатах , но и любой пользователь персонального компьютера.